«А по морской примете, если кот ушел – жди беды», — говорит Томашевский(старпом). На «Граните» рассказывают, что первым о надвигающемся разгуле стихии узнал судовой кот. За два дня до природного катаклизма хвостатый любимец команды сбежал. Кошачий «прогноз» сбылся. С раннего утра 3 декабря 2012 г. моряки увидели, что сильнейший ветер гонит в гавань четырехметровые волны. Диспетчер предупредил, что погодные условия будут только ухудшаться.
«Вышел я на крыло мостика и вижу: огромный док сносит ветром на нефтегавань. Пару секунд понадобилось, чтобы сообразить: это не плановая операция, а внештатная ситуация. А значит, надо реагировать. Дал команду запустить двигатели и идти на перехват», — рассказывает старпом.
В этот день моряки «Гранита» поставили своеобразный рекорд, собравшись всего за 5 минут (обычно процесс подготовки судна к выходу в море занимает от 10 до 15 мин).
«Когда мы отчалили, док уже набрал скорость, — продолжает Томашевский. — Пришлось его догонять. Втиснулись, встали по центру и самыми полными ходами начали тормозить эту дуру. Потом подскочили другие буксиры и подсобили. Сработали вовремя, еще бы чуть-чуть – и быть беде».
На борту плавдока были люди, которые, не прояви команда «Гранита» профессионализм и самообладание, обязательно погибли бы. Ну и конечно, нефтегавань рисковала получить колоссальные разрушения.
Коллеги оценивают действия команды буксира на пять с плюсом: «Это — работа мастера высокого класса. Скорость дока была очень большой, он мог запросто снести буксир, который оказался бы между молотом и наковальней. И так броситься спасать положение могли только люди с железными нервами и высокой выучкой», — отмечает посетитель одного из морских форумов.
Впрочем, сами моряки утверждают, что ничего героического в их поступке не было: «Это наша работа, мы ее выполнили. Опыт у нас есть – в порту часто проходят тренировки. Но хотелось бы, конечно, чтобы учениями все и ограничивалось», — признается старший помощник.
Тем не менее, администрация порта обещает, что команда «Гранита» получит награду: «За 5 минут подключить такое количество механизмов и систем, выйти в море и успеть сориентироваться – это действительно подвиг», — говорит и.о. первого замначальника порта и начальник службы портофлота Геннадий Жуков.
К слову, для экипажа «Гранита» работа в экстремальных ситуациях – не в новинку. В прошлом году буксиру пришлось спасать обесточенное финское судно, попавшее в сильный шторм.